Вакф

Вакф

Слово "Вакф" в словарях означает "удержание", "приостановление". Различные мнения были высказаны о шариатском определении вакфа. "Вакф - это хранение вещи как собственность Аллаха". То есть то, что учрежден вакфом, перестает быть собственностью учредителя вакфа, и становится собственностью Аллаха. Прибыль от того, что было учреждено вакф, тратится тем, (например, ученикам, путникам и беднякам) кому учредитель вакфа назначает при его учреждении, и награда от этого будет вечной для учредителя вакфа. То, что было учреждено вакф, не продается, не дарится и не наследуется.

В Национальной энциклопедии Узбекистана представлена следующая информация о вакфе:

Слово "вакф" происходит от арабского языка — это имущество, выделяемое государством или отдельными лицами в мусульманских странах для религиозных нужд или благотворительных мероприятиях. Оформляется в вакфнаме. Земля и вода, жилье, школа, мечеть, больница и другие могут быть собственностью вакфа. Лицо, передавшее свое имущество в вакф, теряет право собственности на это имущество. Но он сам или члены его семьи либо третье лицо могут сохранить право на управление имуществом вакфа, чтобы определить, используется ли имущество вакфа для целей, упомянутых в вакфнаме. Дети или другие поколения лица, передающие свое имущество в качестве имущества вакфа, могут получать пособия от доходов, поступающих от этого имущества. Контроль над имуществом вакфа осуществляет глава государства или кади по законам шариата. Этот режим применяется и сейчас в некоторых странах Востока.

Глава об определениях, касающихся вакфа

Вакф заключается в том, чтобы сохранить оригинал и извлечь выгоду из него, чтобы использовать его для большинства. Словом “оригинал” подразумевается возможность использования чего-то оставляя основу. Такие как усадьбы, магазины, фруктовые сады и т. д. Словом "прибыль" подразумевается доход из этого оригинала. Фрукты, арендная плата, проживание в доме и так далее. Определение вакфа - это «Курбат», то есть молитва, которая является «Мустахаб» (обязательной) в Исламе. Доказательством этого является подлинная Сунна:

- В книге "Сахихайн" говорится, что [Абдуллах] ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаёт: «Получив землю в Хайбаре, Умар, да будет доволен им Аллах, пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: “О Посланник Аллаха, я получил землю в Хайбаре, и у меня никогда не было имущества более ценного, чем эта земля. Что ты велишь мне делать с ней?” [Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха] сказал: “Если хочешь, завещай в качестве вакфа её основу и давай милостыню за счёт того, что она будет тебе приносить”. И Умар превратил эту землю в милостыню, поставив условие о том, что её нельзя будет ни продавать, ни дарить, ни наследовать, а доходы, которые она приносила, могут направляться на оказание помощи бедным, близким родственникам, на освобождение рабов, для расходования на пути Аллаха и помощи путникам, а также для приёма гостей. Если же управляющий таким имуществом будет питаться тем, что оно приносит, в пределах разумного или накормит своего друга, не получая никакой иной прибыли [или: ничего не присваивая], в этом не будет ничего дурного». (Абу Дауд /2878/)

-Имам Муслим передает в книге «Сахих», Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни (садака джария), знания, которым могут пользоваться другие люди, или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него». (Муслим (1631) от Абу Хурайры).

-Передается от Джабира (да будет доволен им Аллах): “Если кто-нибудь из числа сподвижников Посланника Аллаха (мир ему) смог позволить себе, то несомненно учреждал вакф.” (Аль - мугний: 5/348).

-Куртуби (да смилостивится над ним Аллах) говорит: "Среди имамов нет разногласии в том, чтобы удерживать мосты и мечети (в качестве вакфа), они спорили в других вещах, кроме этих.” (Кашфул-киноъ:4/240).

Учредитель вакфа должен быть свободным, совершеннолетним и разумным. Раб не может быть учредителем вакфа, поскольку у него нет своего имущества, вплоть до того, что он сам принадлежит другому, а именно своему хозяину. Так же вакф не в состоянии осуществить ребёнок, не достигший совершеннолетия, а также умалишённый, даже если вакф осуществляется в присутствии и согласии их опекунов. Так же и их опекунам запрещено делать вакфом что-либо из их имущества.

Вакф формируется одним из следующих двух работ:

1.Со словами указывающие на вакф "Я сделал это место вакфом либо сделал его мечетью".

2.Действием указывающее на вакф в народном обычае. Например, как тот, кто сделал свой двор  мечетью и дал разрешение всем читать намаз, или как тот, кто сделал свой земельный участок кладбищем и дал разрешение на погребение всех.

Слова об учреждении вакф делятся на две части:

Часть первая: Открытые слова. Такие как "Я сделал вакфом, удержал на вакф, сделал пользу всем, называл вакфом. Это открытые слова, которые, обычно не указывают на другое значение, кроме вакфа. Если кто-то из этих слов сказал, это означает что он сделал вакф и больше не будет необходимости в другой дополнительной работе.

Часть вторая: иносказание (т. е. в значении вакфа). Со словами как например, "Я сделал вакфом, себе запретил, оставил навсегда. Такие слова называются иносказанием. Потому что из них можно понять и значение вакфа и другое значение. Если кто-то высказывает из этих выражении, он также должен иметь намерение вакфа с ними. Или он должен добавить  одну из фраз, выражающих открытый вакф, или добавить еще одну из иносказании. Например с выражениями как "Я пожертвовал то, что было сделано вакфом", "Я пожертвовал то, что было запрещено (мне)", или "Я пожертвовал то, что остается  навсегда" или же "Я пожертвовал то, что не продается и не наследуется".

Есть несколько условий, чтобы вакф был подлинным. Они следующие:

1.Человек, который учреждает вакф, должен быть, как было сказано выше, дееспособным человеком.

2.То, что делается вакфом должно быть вещью, которая выгода из неё будет продолжительной а основа сохранится. Не хорошо сделать вакфом того, чего закончится с использованием, например, пищу.

3.То, что делается вакфом, должно быть чем-то конкретным. Неприемлемо делать вакфом не конкретного (неопределённого) предмета. То есть, например, нехорошо говорить: "Я сделал вакфом одного из моих рабов или одного из моих домов."

4.Вакф должен работать на благо. Потому что, цель от него - это создание  близости к Аллаху. Такие действие, как строительство мечетей, мостов, обводнить места, где нет питьевой воды, расходовать на научные книги, на бедных и на родственников. Не хорошо учредить вакф на дела, которые не считаются добрыми. Сделать вакф на храмы, для книг богохульства, на сжигание огней и свечей на кладбищах или на служителей (шейхов) которые занимаются этими делами, также являются неприемлемыми. Потому что эти дела считаются помощью к прегрешению, язычеству и неверию.

5.Для того, чтобы вакф был пригоден конкретному человеку, тот или иной человек обязан быть человеком, способным владеть каким-либо имуществом. Потому что вакф означает давать что-то как собственность. Неприемлемо сделать вакф мертвецу или животному, которые не пригодны для владения имуществом.

6.Чтобы вакф был пригодным, он должен быть постоянным. Неприемлемо сделать вакфом временное или непостоянное имущество. Приемлемо связывать вакф с его смертью и сказать: “Пусть мой дом станет вакфом для бедных после моей смерти.” Яхья ибн Саид сказал о милостыне Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Абдуль Хамид ибн Абдуллах ибн Абдуллах ибн Умар ибн аль-Хаттаб переписал для меня этот документ: “Это написано рабом Аллаха Умаром о Самге [земле, оставленной в качестве милостыни]…”» И он пересказал историю, подобную истории Нафи, и сказал: «…не получая никакой иной прибыли, а остальные плоды должны отдаваться просящему и нищему». И он пересказал историю до слов: «И если присматривающий за Самгом пожелает, он может купить невольников для работы на средства, полученные от продажи плодов». Записал Муайкыб, а засвидетельствовал Абдуллах ибн аль-Аркам: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Это завещал раб Аллаха Умар, повелитель верующих, на случай, если с ним произойдёт что-нибудь. Самг, пальмы Ибн аль-Аква, и раба, который там, и сотню долей в Хайбаре с его невольниками, которые там, и сотню, которую дал ему Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в долине, получает в распоряжение Хафса. Если же она умрёт, то всем этим должен распоряжаться наиболее разумный из числа её родных. Это имущество не должно продаваться и покупаться. Управляющий должен тратить доходы от него на просящих, нищих и близких по своему усмотрению. Если же управляющий имуществом будет питаться тем, что оно приносит, в пределах разумного, или накормит им кого-то, или купит рабов на получаемую прибыль, в этом не будет ничего дурного». (Абу Дауд /2879/)

Еще одно из решений, касающихся вакфа, заключается в том, что условие учредителя вакфа должно быть соблюдено, если оно не противоречит шариату. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Примирение [на определённых условиях] (сульх) между мусульманами разрешается». В версии Ахмада добавлено: «…за исключением примирения, которое объявляет запретное дозволенным, а дозволенное — запретным». А Сулейман ибн Дауд добавляет: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Мусульмане должны соблюдать свои условия”». (Абу Дауд /3594/) Потому что Умар, да будет доволен им Аллах, сделал вакф и при этом вставлял условие. Если бы не было обязанностью соблюдать условия, было бы бесполезно ставить условие. Если условие ограничено частью вакфа или обусловливал ставить некоторых правообладателей раньше, чем остальных правообладателей или обусловливал что, у правообладателя было какого-то качества или наоборот, обусловливал что, у правообладателя не было какого-то качества или  обусловливал быть надзирателем над вакфом или же вставлял прочие условия. Если условие не противоречит Сунне, то требуется соблюдать его.

Если он ничего не обусловил, то, и богатые, и бедные, и мужчины, и женщины могут быть его равными правообладателями.

Если на вакф не назначал надзирателя или назначал кого-то, но тот умер, тогда надзор лежит на правообладателе на вакф который является определенным человеком. В случае, если вакф был сделан на какой-то аспект, например, как на мечети, или  бедным, которые не имеют определенного учета, контроль над вакфом лежит на губернаторе, или какой-то человек со стороны губернатора будет заместителем.

Надзиратель должен быть богобоязненным и красиво руководить вакфом. Потому что это вклад, который он берет на себя.

Если он сделал вакф своим детям, то его сыновья и дочери будут равноправными. Потому что он оставил их вместе с ним. А абсолютное партнерство требует в нем равноправию всех. А также, если что-то он делает вакфом для своих детей, а затем для своих последующих потомков, вакф переходит к детям своих сыновей, а не к детям своих дочерей. Потому что они потомки другого мужчины, и они относятся к своим отцам. Они не входят в состав тех, о ком Аллах упомянул в суре "Ниса", стих 11: "Аллах повелел о наследстве, принадлежащем вашим детям". Некоторые улемы говорили, что они тоже входят в число их детей. Потому что  дочери и дети их дочерей также являются их потомками. Аллах лучше знает.

Если он скажет: "Пусть будет вакф моим детям или детям такого-то", то вакф будет присущим сыновьям. Потому что, словом "дети" (بنين) подразумевается "сыновья".  Как сказал Аллах субхана ва тааля: "(О многобожники), Неужели у Него — дочери (البنات), а у вас — сыновья (البنون)?!» (Ат-Тур: 39). Но если владельцы вакфа - одно племя, такое как Бану Хашим (дети Хашима), Бану Тамим (дети Тамима), то и женщины среди них. Потому что название племени включает в себя как мужчин, так и женщин.

Если вакф является мечетью, но не используется, то есть, например, квартал, где расположена мечеть, был разрушен, то её нужно продать, а деньги потратить на другую мечеть. Если прибыль от Вакфа мечети превышает необходимый уровень, излишние средства должны быть потрачены на другую мечеть. Потому что это будет рассматриваться как использование вакфа в соответствии с его истинной целью. Также хорошо жертвовать чрезмерную сумму прибыли от вакфа мечети нуждающимся людям.

Если кто-то сделал вакф конкретному человеку и, например, сказал: "Пусть это будет вакфом Заиду. Ему дадут 100 (...) из вакфа каждый год". Прибыль более 100 (…) будет сохранена. По словам Шейх уль-Ислама Ибн Таймийи (да смилостивится над ним Аллах), если очевидно, что прибыль всегда чрезмерна, то она будет потрачена (Аль-Фатавал-кубро: 4/514).

Если кто-то сделал вакф в мечеть, но затем мечеть была разрушена, и невозможно было потратить на нее из вакфа, то средства будут потрачены на другие мечети, подобные этой.