Обязанности дающего закят

Есть следующие обязанности, которые должен выполнять дающий закят:

1. Нужно осознать истинное назначение закята. Он состоит из трех вещей: испытать свою любовь к Аллаху СВТ, заставив себя отдать то, что любишь; очистить свою душу от разрушительного качества жадности; быть благодарным за дар собственности.

2. Держать закят в секрете, чтобы избежать лицемерия. Отдавая его, вы унижаете бедных. Если человек боится клеветы, что "Он не давал закят", он может дать его нуждающимся публично а другим тайно.

3. Не следует портить закят упреками и мучениями. Упрек может возникнуть, когда человек делает пожертвование нуждающимся. На самом деле, бедный человек, который получает его закят, получит то, что Аллах СВТ повелел ему, и сделает ему добро, очистив его собственность от прав других. Если дающий закят глубоко задумается, закят это не отношения между ним и получателем, а благодарность за дар собственности. Поэтому бедный человек не должен унижаться бедностью, потому что добродетель не в наличии или отсутствии собственности.

4. То, что он дает, должно считаться малым, потому что человек, считающий свою работу большой, гордится ею. Хорошая работа будет дополнена тремя вещами: считать ее маленькой, ускорять ее и держать в секрете.

5. Дающий закят должен давать из своего богатства самый халяльный, самый лучший и самый любимый. Аллах СВТ самый чистый, он не принимает ничего, кроме чистого. Что касается лучшего, Аллах СВТ говорит:

"И не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное". (Сура аль - Бакара, аят 267)

Мы должны понимать две вещи в этом смысле:

Первый - исполнить право Аллаха СВТ. Это осуществляется путем восхваления его. Он самый достойный похвалы. Ведь если человек подает плохую еду своим гостям, он сам не будет доволен! Так как же он может дать плохое из своей собственности Аллаху в качестве закята?

Второй - реализовать свое право. Закят, который он дал, придет к нему в Судный день, поэтому он должен отдать лучшее из своего богатства.

Что касается предоставления самого любимого из его богатства, как закят, Аллах СВТ говорит:

"Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите". (Сура Аль Имран, аят 92)

Абдулла ибн Умар (Р. А.) приносил в жертву Аллаху любое свое имущество, когда его любовь к этому имуществу возрастала. По легенде, однажды он сказал, что хочет есть рыбу. Они искали и искали, в итоге нашли только одну рыбу. Жена его приготовила и принесла. В тот момент пришел бедняк. Ибн Умар (Р. А.), давая ему рыбу, сказал: "Возьми". Тогда его народ сказал: "Субханаллах! Вы дадите ему то, что мы принесли с трудом? Ведь есть еще кое-что другое". Тогда Ибн Умар (Р. А.) ответил: "Абдулла полюбил эту рыбу".

Согласно легенде, нищий постучал в дверь Раби Ибн аль-Хайсама (Р. А.). "Дайте ему сахара", - сказал хозяин дома. Они спросили: "Не лучше ли дать ему хлеба?". Раби Ибн аль-Хайсам (Р. А.) ответил: "Будьте вы прокляты, дайте ему немного сахара! Раби любит сахар".

6. Дающий закят должен найти человека, который заслуживает получить его закят. Они должны обладать следующими качествами:

Первое качество: благочестие. Лучше отдать свой закят благочестивым. Тем самым дающий закят увеличивает свое великодушие к Аллаху СВТ. Омир ибн Абдулла ибн Зубайр обычно выбирал моменты, когда благочестивые поклонники падали ниц. Он приносил и ставил мешок динаров и дирхамов так, чтобы их никто не видел, и давал им почувствовать, что положил кашелёк перед их кожаными галошами. Они спросили его: "Не можешь ли ты просто подать им милостыню?" Он ответил: "Я не хочу, чтобы их лица менялись, когда они видят меня или моего представителя".

Второе качество: быть знающим. Давать собственность знающим - значит способствовать развитию науки и религии. И это для укрепления шариата.

Третье качество: "быть человеком, который верит, что благословение исходит только от Аллаха". Такому человеку не следует хвалить то, что послужило причиной пропитания, потому что очевидно, что когда человек, привыкший хвалить, когда он что-то получает, он порочит его, когда не может получить.

Четвертое качество: быть тем, кто скрывает свою бедность и нужду и не жалуется открыто.

Чтобы быть похожими на тех людей, которых Аллах СВТ описывает следующим образом:

"...Неосведомленный считает их богачами по причине их скромности". (Сура аль-Бакара, аят 273)

Пятое качество: они должны быть из тех людей, которые женаты, в долгах и тяжело больны.

Шестое качество: они должны быть из числа близких родственников, потому что благотворительность к ним считается как благотворительностью, так и милосердием к членам семьи. Если у кого-то есть два или более из этих качеств, лучше дать закят такому человеку.

Шейх Мухаммад Садик Мухаммад Юсуф

(Из книги "Спасение мусульманина")

13 Июнь, 2018 год | 1814